Дирижёр - Сергей Стадлер
Постановщики - Григорий Козлов, Евгений Чернышов
Тоска - Гюльнара Низамова
Каварадосси - Владимир Чеберяк
Скарпиа - Сергей Калинов
Анжелотти - Николай Царевский
Ризничий - Евгений Вишневский
Сполетта - Павел Деркач
Шарроне - Юрий Ремизов
Тюремщик - Евгений Чернядьев
Пастушок - Людмила Шкиртиль
Первое, что бросилось мне в глаза с самого начала первого акта - абсолютно пустая чёрная сцена, декорации на которой заменял выстроенный в каре хор в светлых рясах. Эти господа были и колоннами, и хором, и полицейской массовкой, и стенами Сан-Анжело. Ход в духе греческой трагедии или театра Но, только для соответствующего впечатления им не хватало той особой ритуальности
... (ознакомиться с моими впечатлениями)... впрочем, ладно. Кстати, в особо напряжённых моментах они изображали даже не знаю что, совершая крестообразные пробежки по диагонали в духе сетовых кадрилей. У меня это вызвало раздражение, честно скажу.
Но хор был только началом. Понатное дело, что в столь странной Сан-Андреа не может быть ни нормальной статуи Мадонны, ни нормальной картины с Магдалиной. За них двоих была балерина на постаменте. Она, кстати, мне в этой постановке понравилась больше всех. Во время Recondita armonia ризничий постоянно одёргивал на ней платье и накидывал покрывало на голову, а она то ножку выставит, то плечико покажет... прелесть! Когда Тоска закатила сцену ревности, она так искренне расстроилась, а когда они с Марио помирились, то соскочила с постамента, подбежала к ним и осыпала их розовыми лепестками. Было явно видно, что она любит Каварадосси, и Флорию тоже любит, и рада за них, и ризничего не со зла дразнит, и вообще весь мир любит, ну, кроме, разве что, Скарпиа, которого явно боится.
Что там ещё странного было?.. Ах да, капелла Аттаванти была почему-то под сценой, и бедному Анжелотти, а потом и жандармам пришлось ползать вверх-вниз. Слава всем богам-покровителям оперы, никто не навернулся.
Теперь к певцам. Ризничий не оставил особого впечатления и вообще не привлёк внимания. Каварадосси пел хорошо, но тихо. То есть, мне понравились интонации и то, как он расставлял акценты, но ему явно не хватало мощностей для этой роли (и вообще для Пуччини, наверное). Тоска мне понравилась. Пожалуй, у неё одной хватало и экспрессии, и голоса, чтобы не вызывать нареканий. Правда, и здесь не обошлось без революционных решений, ибо была она блондинка (так и хочется добавить "гламурная"). Скарпиа же по результатам первого акта показался мне малость статичным. К вокалу у меня претензий нет (кроме того, что в начале второго акта он несколько разошёлся с оркестром, да так, что дирижёру пришлось его дожидаться), но играл он, на мой вкус, не слишком убедительно. Не поверила я ему. Не почувствовала ни сдерживаемой ярости, ни... не знаю, как назвать это... драйва, что ли. Не люблю это слово, но другого мне здесь не подобрать.
Ну да, и если завершеть разговор о первом акте, то я не совсем поняла, почему во время Te Deum на заднике опустили изображение ангела из Сан-Анжело. То ли это была техническая накладка, то ли очередное гениальное режиссёрское решение, не знаю. Плюс, никакого священнослужителя, традиционного для этой сцены, не наблюдалось. Очевидно, решили сэкономить сценическое пространство и не отвлекать внимание от разбушевавшегося барона.
Второй акт ознаменовался великим передвижением мебели. Мебель (в лице конторки, стула, двух кресел и двух длиннющих обеденных столов) двигали постоянно всё те же статисты, на сей раз, для пущей мрачности, очевидно, наряженные в нечто вроде доминиканских ряс. Полагаю, что кто-то из постановщиков - большой любитель графики и дизайна. Это объяснило бы геометрические построения со столами.
Помимо этого, надо сказать, что играли как-то... неинтересно. Как я уже упоминала, Скарпиа малость слил своё ариозо в начале, изрядно отстав от музыки (но премьера, нервы, так что без претензий). В плане выразительности же - ни рыба ни мясо. И не страстный а-ля Раймонди, и не холодный а-ля Рэми, а так, серединка на половинку. Каварадосси тоже как-то... вяловат был. Зато он обрёл необычайную бодрость после допроса и с кулаками бросался на шефа полиции. Драки, правда, так и не получилось, "колонны" в рясах не дали. А жаль. Что касается Тоски, она снова была самым приятным объектом наблюдения. Для разнообразия Vissi d'arte она пела, сидя в кресле - боком так, прислонившись щекой к спинке, но выглядела при этом не менее раздавленной, чем если бы, как принято, лежала на полу. И спето было отлично. Это вообще был единственный момент за весь спектакль, когда после арии хлопали.
Дальше Тоска и Скарпиа прыгали друг за другом через столы. То есть, Скарпиа действительно прыгал, как атлет через барьер, а Тоска переползала. И, конечно же, запуталась в юбках. Но ничего, выпуталась.
Сцена убийства была обставленна более чем странно. То есть, сначала всё шло, как положено - нож на столе, Finalmente mia! - Questo e un baccio di Tosca! и тэ дэ, но после того, как Скарпиа упал, его тело подхватили всё те же "колонны", некторое время поносили по сцене, а потом поставили на ноги у задника, где он и стоял. Флория при этом не выглядела ни раскаивающейся, ни испуганной и не впадала в традиционную паническую суету, а уходя, на последнем "взрыве барабанной дроби" выплеснула в лицо стоящему трупу бокал вина. Смотрелось это, кстати, на удивление органично.
Третий акт, каковой, по моему скромному разумению, наиболее сложен для постановки, не обошёлся без очередного революционного хода, заключавшегося в том, что пастушок, больше похожий на андела божьего с кувшином, вышел (то есть, вышла) на сцену и сначала из оного кувшина давал(а) умыться "колоннам", а потом радостно брызгался(лась) водой. Вообще, брызги воды в лучах софитов на чёрном фоне - это красиво, я не спорю. Но глубина замысла была слишком велика, чтобы я смогла его по достоинству оценить.
Про действие говорить особо нечего. Тюремщик (за каким-то лешим тоже в рясе) снова оказался честным и кольца не взял, E lucevan le stelle было спето не плохо, но и не фонтан как здорово, всё остальное тоже прозвучало средненько. Восторг начался на подходе к сцене расстрела. Пока Марио дожидался в центре сцены, а Тоска страдала у оркестровой ямы, два ряда "колонн" начали сходиться, подкрадываясь к бедняге Каварадосси скользящим зигзагообразным шагом (для него даже есть специальное название в танцах, но я его забыла) - ну чисто песец на тонких лапках. По крайней мере, у меня других лексических ассоциаций не возникло, так что я сидела и хрюкала в веер.
Никакой расстрельной команды, конечно, не было. Был белый матерчатый экран, подсвеченный красным, и всё те же "колонны"-песец. Зато самый конец снова был из разряда революционных. На последних аккордах Марио встал и пошёл (не иначе, в Царство Божье, ну что тут разлёживаться, право слово, и так все всё поняли), кроме того, на сцену вышел Скарпиа (не иначе, из перисподней отпросился), а Тоска сначала застряла посередине, не в силах решить, кого же предпочесть, а потом ушла вообще в третью сторону. Очевидно, мужики бедную окончательно достали. Вот так.
По результатам могу сказать следующее: да, я понимаю, что хорошие классические декорации к "Тоске" способны угробить бюджет любого театра, кроме одного из ведущих мировых. Да, я понимаю, что молодым режиссёрам хочется соригинальничать. Но, по-моему, "Тоска" - эта та опера, где оригинальность остаётся на совести певцов, которые могут как-то по-новому взглянуть на персонажей, по-другому сыграть их отношения. Или не могут, но при наличии классической среды это не так разочаровывает. А когда у нас тут сполошная революция на сцене, а певцы её не оправдывают ни супервокалом, ни потрясающей игрой, то как-то немного грустно становится. При этом я не стану плеваться и говорить, что оно не имеет права на жизнь. Имеет, вполне имеет. Просто потенциал данной постановки не был раскрыт. При определённых усилисях из неё может получиться... не то чтобы совсем конфетка, но занятная вещь так точно. На чём я и умолкаю, дабы не разразиться очередной тирадой о том, что бы я сделала, дорвись я до режиссуры. Пока не дорвалась, и ладно.
Тюремщик (за каким-то лешим тоже в рясе) снова оказался честным и кольца не взял
Снова? Я ни разу не видела, хотя слышала о такой трактовке.
Спасибо за отчёт! Не за что. =)) тем более, что я написала его и для собственного удовольствия.
Снова? Я ни разу не видела, хотя слышала о такой трактовке. Я видела уже раза три или четыре, наверное. Не знаю, мне в это как-то не верится. ИМХО, тюремщик, пастушок, ризничий - это всё элементы внешнего мира, которые должны вести себя нормально и буднично и тем оттенять трагедию.
То есть Тоска здесь не кончает с собой-я правильно понял?
И спасибо за отчет, конечно!
То есть Тоска здесь не кончает с собой - я правильно понял? Очевидным образом - нет. =) Зритель может сам додумать.
И спасибо за отчет, конечно! Не за что. Я делаю это для себя.