Начнём с того, что в пятницу я умудрилась отравиться какой-то дрянью, посему я два дня пролежала аки несвежий труп с температурой под 39 в полной отключке. Но к вечеру воскресенья я взяла себя в руки, поскольку опера - это святое, и таки пошла в театр.



Перед походом я предусмотрительно почитала отзывы, чтобы творение Гергиева и Каррана меня не убило на месте. Но оказалось, что всё не так плохо.



Для начала - очевидные плюсы постановки. Тоску пела Ирина Гордей (скажу честно, я о ней раньше не слышала) - так вот, у неё шикарный голос. Да, лично я предпочитаю что-нибудь менее густое, но, отрицать не буду, голос хорош. Каварадосси пел тоже вполне пристойно, хотя, как мне показалось, Михаил Вишняк "слишком драматический" тенор для такой партии. Но, опять-таки, это моё личное мнение. Тот самый пресловутый наклонный пол оказался вовсе не так отвратителен, как я себе представляла, более того, от в определённой степени даже облегчал восприятие... облегчал бы, если бы у меня не кружилась голова. Ну, что ещё?.. А, самый конец. Очень красиво - перевёрнутое "ROMA" и силуэты не словивших Тоску солдат на фоне алого рассветного неба.



Теперь о минусах. Итак, господа, Бонапарт воевал против нацистов, вы знали? А Мелас, надо полагать, был итальянским генералом. Ну и, конечно, вольтерианцы выступали против Муссолини, как же без этого. Короче говоря, перенос эпохи сделан был безответственно и неоправданно. Скрапиа в галифе и очках был ужасен. Уж лучше бы они действие сразу в Германию перенесли, у СС всё-таки форма была как-то посимпатичнее, что ли. Вообще Скарпиа был ужасен. Голос его перекрывался и оркестром, и хором - во-первых. Во-вторых, он был убийственно серьёзен. Ни капли иронии. Ну ладно, положим, он всё-таки серьёзный злодей. Но ведь тогда надо играть соответственно, не правда ли? А он не играл. Он вообще не впечатлил.

Далее - сцену сделали почти пустой. Места - хоть отбавляй. Какой простор для творчества, казалось бы!.. Ан нет, все торчали на одном месте, играли вяловато, без страсти. Тоска лениво бросалась на Скарпиа, он апатично к ней приставал, с Каварадосси Тоска тоже целовалась и обнималась как-то без особой радости... печальное зрелище.



Смешных моментов было тоже не так уж много. Первый - портрет маркизы Аттаванти, то бишь, Марии Магдалины. Говорят, зал ржал, когда его открыли, но я, честно говоря, не услышала. Впрочем, над чем поржать было: огромный портретище во всю стену, на котором изображено что-то вроде Марлен Дитрих. Я, конечно, всё понимаю, но в церкви такое несколько неуместно.

Второй смешной момент вообще не имеет отношения к событиям на сцене. В Мариинском, как известно, есть такой экранчик, на котором высвечивается перевод на русский - над сценой висит. Так вот, я не знаю, откуда они такой перевод взяли, но Каварадосси якобы сказал, что Скарпиа "делает инструментами своих сладострастных желаний исповедника и палача". Нда. Может, я одна такая испорченная, но картинки мне при этом представились весьма... яркие.

Второй акт повеселил в самом начале - у стола Скарпиа болталась толпа симпатичненьнких таких блондинистых "гитлерюгендов" в юбочках - не то секретарш, не то ещё каких посыльных. Зрелище глубоко умилительное. Потом, когда Каварадосси повели на допрос, и Скарпиа позвал "Роберти и судью" (то есть палача и судью), явилась сладкая парочка - молодчик в коричневом и одна из этих блондиночек-нацисточек. Очень интересно, кто из них "судья", а кто "Роберти"?.. Увы, сие есть тайна, покрытая мраком.

С орудием убийства Скарпиа, конечно, тоже чего-то намудрили. Канонический нож им не подошёл, решили выпендриться: Тоска заколола шефа полиции распятием, выдернутым из подставки. Я специально посмотрела, заточки там никакой, основание креста даже из зала выглядело тупым, как высказывания Буша. Чтобы пробить грудную клетку таким орудием, надо быть хорошо натренированным спецназовцем, как минимум. Но "хрупкая певица" справилась, да ещё и с одного удара. Даже в самых дурацких боевиках перестали допускать такие ляпы.

Ну, дальше не было вообще ничего особенного. Разве что тюремщик снова оказался очень благородным и вернул кольцо... похоже, честные тюремщики вошли в моду.



В целом постановка скучноватая и, несмотря на якобы революционный антураж, довольно академичная. С закрытыми глазами слушать приятно, смотреть, по большому счёту, не на что. Все заглавные арии на высоте, но и только.



И всё равно я не жалею, что сходила, тем более в такой приятной компании. =)